Два образа женственности:
"Другая дихотомия женственности, когда в пространстве аналитической беседы одновременно на разные голоса говорят два образа, имеющих отношение к двум противоположным фантазмам – о полной неограниченной свободе и о связанности с мужчиной. О.Н. Павлова [15] сравнила их с двумя первыми женщинами на земле – Евой и Лилит.
Ева - символ связанности с мужчиной, она подчинена ему, поскольку плоть от - плоти его, рожденная из его ребра. Фактически прообраз нарциссического продолжения.
В апокрифической литературе Лилит зовется первой женой Адама, сотворенной Богом еще до Евы. Созданная так же, как и Адам, из глины (по другим текстам - из огня), она посчитала себя равной ему и сразу же начала с ним ссориться. «Первая феминистка в мире», Лилит воспротивилась даже позиции «лежа снизу» под Адамом во время занятий любовью. Не переспорив Адама, разгневанная Лилит покинула рай. Посланные Богом вдогонку три ангела не сумели ее вернуть: Лилит, настигнутая ими, предавалась распутству с группой похотливых демонов, уже успев нарожать сотни демонят, и заявила, что создана для вреда новорожденным.
Лилит – искусительница, которые мужчины всегда будут желать и при этом – всегда бояться.
Трактуя психоаналитически легенду о Лилит, можно сказать, что она символизирует собой обратную сторону женственности, что нам не видна. Возможно, это имеет отношение к тому, что Р.МакБрунсвик называла «всемогущим первичным материнским имаго, образом, снабженным всеми символическими атрибутами злого всемогущества и способным на все» [15, с.147]. Образ Лилит живет внутри многих женщин. И когда именно он преобладает, берет власть в свои руки, женщина теряет способность быть связанной с мужчиной, она, сама того не осознавая, бессознательно отпугивает его, хотя сознательно стремится к нему. Она хочет, но не может быть рядом с ним, находясь под властью Лилит.
Ева и Лилит существуют одновременно вместе и в непрерывной борьбе. От победы одной из них (или установления удовлетворительного равновесия) зависит судьба женщины. Это – вариант онтогентической динамики внутрипсихического мираженщины под общим названием женственность."
Я.Ю.Телегин. Роль бессознательных фантазий в психоанализе женских сексуальных расстройств