Свобода - одна из экзистенциальных данностей, о которых говорит Ирвин Ялом. Их четыре: Смерть (или конечность жизни), Одиночество, Свобода и Бессмысленность. Ялом говорит, что наша жизнь во многом построена на том, чтобы с этими фактами не встречаться, ибо они страшны. Однако принятие этих данностей делает человека наиболее живым и настоящим.
Лучший способ преодолеть страх Свободы - это постепенно знакомиться с ним, пробовать его на вкус, узнавать, чем нам Свобода угрожает. Свобода - это еще и неизменно вытекающая из нее полная единоличная ответственность за свою жизнь. Нередко встреча с ней соприкасает нас и с другими конечными данностями. Человек, понимающий, что он один ответственен за все что происходит в его жизни, обязательно прикоснется к Одиночеству, к тому, что он сам формирует Смысл своей жизни, и что в этом он Один. Один, он и будет встречать свою Смерть.
Но человек встретившийся с этими данностями и принявший их будет проживать свою жизнь на полную силу прямо сейчас, ибо она конечна, полностью самостоятельно выбирать как и когда он будет поступать, потому что Свободен и ответственен, будет наполнять жизнь своим Смыслом, и будет наиболее открыт во встрече другому, поскольку понимает, что он Одинок, и любая встреча и совместность - уникальные события.
Как правило, люди встречаются со Свободой и знакомятся с ней, во время различного рода психологических кризисов, когда становится понятно, что только они определяют дальнейшее течение своей жизни.
Наиболее легко встретиться со Свободой в кризисе потому, что именно в условиях кризиса ослабевает влияние привычных связей в нашей жизни и сценарных механизмов - желания соответствовать нормам, правилам, и, самое главное, - ожиданиям дорогих нам людей (даже если мы эти ожидания и наши реакции не осознаем).
Кроме того, что можно постепенно знакомиться, и по маленькому шагу принимать Свободу, я знаю только два чувства, позволяющие преодолеть страх Свободы более быстро - это Любовь и Ярость. Любовь, которая заставляет принять нас себя и другого, такими, какие мы есть, и стремиться навстречу другому, преодолевая преграды страха, и Ярость, которая становится больше страха и существующих преград. Это Ярость противостояния тому, что поглощает, уничтожает нашу жизнь, Ярость которая говорит Нет, тому что нас сковывает.
Однажды ученик спросил учителя: «Скажи мне, что такое свобода?»
«Какая свобода? — спросил его учитель. — Первая свобода — это глупость. Она подобна коню, который с громким ржаньем сбрасывает седока. Но тем крепче хватку он потом почувствует.
Вторая свобода — это раскаяние. Оно подобно штурману, который после кораблекрушения остается на обломках, вместо того, чтоб сесть в спасательную шлюпку.
Третья свобода — это понимание. Оно приходит после глупости и после раскаяния. Оно подобно былинке, которая, качаясь на ветру, стоит, поскольку уступает там, где слаба».
Ученик спросил: «И это все ?»
На что учитель ответил: «Иные полагают, что сами ищут истину своей души. Но это думает с их помощью и ищет большая душа. Как природа, она может позволить себе огромное число ошибок, ибо она без устали меняет оплошавших игроков на новых. Однако тому, кто позволяет думать ей, она предоставляет иногда определенную свободу действий и, как река пловца, который с течением не спорит, выносит всеми силами на берег».